СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Кировская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Друзья по несчастью

11 февраля 2022

По бумагам в Кировской области делается все для создания общества равных: покупаются специальные низкопольные автобусы, обустраиваются пандусы – среда становится доступной для инвалидов. Однако по факту, все это пустые слова и отчеты в чиновничьих документах...

Фото: pexels-mikhail-nilov

Только представьте...

Семья Марины Жуковой приехала в Киров из Ямало-Ненецкого автономного округа. На малой родине сыну Марины Артему подходящего учебного заведения не нашлось. Сейчас Артему шесть. В следующем году он должен пойти в школу, но это больной вопрос для семьи. В Кирове возможностей для обучения особенных детей, хоть и больше, чем в ЯНАО, но на всех их катастрофически не хватает. Артем не может видеть, а различать звуки научился только в прошлом году после установки кохлеарного импланта. Все это не мешает ему быть любопытным и любознательным мальчишкой. Он хочет познавать окружающий мир и хочет научится с ним взаимодействовать, только для этого нужна специальная среда и условия, а еще специалисты, которые смогут дать Артему не только знания, но и научат ориентироваться в пространстве и делать элементарные для большинства людей вещи: ходить в магазин, мыть за собой посуду, стирать свои вещи, прибираться. Ведь то, что просто для большинства – для Артема и многих детей с особенностями настоящее достижение. И, к сожалению, окружающая среда, к таким детям зачастую враждебна. Если в Кирове еще есть заведения для слабовидящих детей или детей с расстройствами аутистического спектра, то для детей, имеющих сочетанную патологию – когда в одном маленьком человеке объединились сразу два или более неутешительных диагноза – их просто нет. Словно и детей, которые отличаются от остальных, тоже нет.

Выбор невелик

Сегодня в регионе три учебных заведения, принимающих на обучение детей с нарушениями зрения. Это муниципальная школа "Хрусталик", под крышей которой объединены 5 групп детского сада и три класса начальной школы. Учебные мощности невелики и все они полностью укомплектованы. Другое учреждение – специализированная школа-интернат для обучения особенных детей находится в 80 километрах от областного центра – в Белой Холунице. Но учитывая, что там обучаются дети с разными нарушениями, для слабовидящих она, по словам родителей, адаптирована недостаточно.

Как слепому ребенку передвигаться от жилого корпуса в учебный, как организовывать свой быт, как принимать пищу и соблюдать элементарные правила гигиены – таким детям в этих, да и многих других, "простых" вопросах нужна помощь. Этому их там никто не научит. Ведь к каждому ребенку не приставить преподавателя или помощника. Без мамы и папы им будет гораздо труднее, уверенности в том, что в интернате будут обращаться с должным вниманием просто нет. Да и далеко не каждый родитель готов отправить ребенка в интернат, – делится сомнениями мама Артема Марина Жукова.

Единственный вариант для Артема и других таких же детей – обучаться дистанционно на дому. Но родители уверены, такой вариант не подходит для особенного ребенка.

Мы все прекрасно видим, как дистанционка из-за пандемии пошатнула систему образования, про детей с особенностями и говорить нечего. Дома Артему трудно сконцентрироваться на занятии. Зато, когда приходим в центр "Дорогою добра", он понимает, что сейчас с ним будут заниматься. Таким образом, настраивается на занятие и сможет лучше собраться и что-то изучить. И в дистанционном обучении отсутствует главное – возможность социализации детей, они не учатся взаимодействовать с этим миром, окружающим, не учатся устанавливать свои границы и не переходить чужие, – отмечает мама.

Фото: pexels-mikhail-nilov

Получается, выбор, где обучаться у детей с нарушениями зрения совсем не велик. Есть в Кирове и частный центр прикладного анализа поведения (АВА), где педагоги работают с детьми аутистического спектра и другими особенностями, в том числе, с детьми с нарушением слуха и зрения. Стоимость одного занятия – 800-850 рублей. Не так дешево при нынешних реалиях жизни. Вот и выходит, что родителям особенных детей нужно тратиться не только на операции, которые смогут улучшить состояние малыша, но и на образование, которое по бумагам дети должны получать бесплатно. А ведь часто мамы вынуждены еще и оставлять работу – брать отпуск по уходу за ребенком и посвящать ему все свое время.

Пока единственной бесплатной возможностью для занятий в кругу детей является –некоммерческая организация "Дорогою добра", организовали и поддерживают которую родители особенных детей. Здесь они всегда могут рассчитывать на помощь. Но центр находится только в Кирове, и жители других районов могут быть просто лишены возможности занятий.

Решение есть

К сожалению, таких как Артем в регионе много. У его родителей появились друзья по несчастью – мамы и папы детей с нарушениями зрения и другими патологиями. Они объединились не только для взаимопомощи и обмена своими горестями и радостями, но и для того, чтобы у детей появилось право на учебу, нормальную учебу с классами, переменами, педагогами.

В других регионах, например, в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в муниципальных школах есть ресурсные классы. Они предполагают не только наличие педагогов, но и тьютеров, дефектологов, тифлопедагогов (специальных педагогов для обучения детей с нарушением зрения). По мнению родителей, такие классы в школах научат других детей воспринимать мир более объемно, принимать особенных детей в свое общество, – рассказывает Ольга Борисова, депутат Заксобрания от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, взявшаяся оказать поддержку родителям в непростом вопросе организации ресурсных классов.

Эти классы научат детей толерантности, – отмечают родители особенных детей.

У нас принято не замечать людей, которые отличаются от нас самих – не важно, о каких отличиях идет речь. Увы, детей с особенностями развития становится с каждым годом больше. Не замечать людей, пусть отличных от "обычных" просто нельзя. Нельзя их закрыть в стенах специальных учреждений под названием интернаты – они полноценная часть общества и могут приносить пользу для него.

Слепота сердец

Родители особенных детей написали коллективное обращение к депутату СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ Ольге Борисовой с просьбой помочь в создании коррекционной школы для особенных детей и ресурсных классов. Подписи под обращением поставили представители почти 100 кировских семей.

Депутат в свою очередь обратилась к губернатору и региональный Минобр с просьбой создать рабочую группу по вопросу организации коррекционной школы для детей с особенностями развития и рабочую группу по возможности создания ресурсных классов.

В ответ получила "сухую отписку", что инициатива нецелесообразна, а что касается обустройства коррекционной школы, то подходящих зданий на областном балансе не значится. Напомнили чиновники и о возможностях дистанционного образования. Резюмируя, отметили, что штаты действующих учреждений укомплектованы, а со стороны родителей ни просьб, ни пожеланий не было. А приложенные 100 подписей, видимо, предпочли не заметить.

Но неужели из-за чиновничьей слепоты часть детей, которые в недалекой перспективе вполне могли бы стать квалифицированными сотрудниками, ведь в современном мире есть масса возможностей для трудоустройства таких людей, останутся не у дел? Без возможности наладить контакт с миром и научиться жить в нем уже без помощи и поддержки родителей?

Если дети не будут социализированы, не смогут выполнять элементарных действий, не смогут, став взрослыми самостоятельно ходить в магазин, оплачивать ЖКХ и обслуживать себя, к сожалению, реальность такова, что их может ожидать дом инвалидов, где они проведут оставшуюся жизнь, а учитывая, что особенных детей становится больше, закрывать глаза на проблему недопустимо – говорит Ольга Борисова.

Она уверена – вопрос организации ресурсных классов можно решить. Это не требует больших бюджетных затрат, да и родители готовы помогать и поддерживать инициативу, многие из них сами готовы стать техническими помощниками и тьюторами в особенных классах. Ольга Борисова отмечает: инклюзивное образование, гарантированное законом без каких-либо ущемлений для детей с особенностями, должно быть не только на бумагах, но и в реальной жизни.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Кировской области

© 2006-2024