Бикалюк: Сбои в водоснабжении районов возникли не вчера
23 июля 2021
В январе Минстрой РФ сообщил, что самое низкое качество исполнения нацпроекта "Чистая вода" в Кировской области. А, судя по ответу правительства, регион ни в каких программах модернизации систем водоснабжения не участвует. Мы разбирались, в чем проблема? В низкой компетенции областных чиновников, которые не могут составить сметы на участие в программах господдержки, или в бесхозяйственности на местах?
В июне три района Кировской области просто кричали о помощи – не было воды в Нагорском, Орловском и Тужинском районах. Если в Орловском и Тужинском ситуация была "временная": воды не было в домах "всего" пару недель, то жители Нагорска не просто привыкли к тому, что в кране нет воды, так еще и сами себя считали виноватыми. Мол, огороды летом поливают, вот напора и не хватет.
– В большинстве районов проектно-сметная документация просто не составлена. Причина – кадровая чехарда на всех уровнях власти, – комментирует ситуацию кандидат в депутаты Государственной думы, эксперт в сфере муниципального контроля Альберт Бикалюк. – Частая смена руководителей приводит к несистемной работе, к незаконченным проектам, к отсутствию преемственности. А кадровая политика сегодняшнего правительства области – нулевая. Складывается впечатление, что та команда, которая пришла работать с действующим губернатором, не заботится ни о чем, кроме своих бизнес-интересов. Дороги поделали – уехали, что-то построили – уехали. А спрашивать в итоге не с кого. Да, у нас ремонтируются дороги, но за федеральные деньги, да, у нас строятся школы, но по федеральным проектам. А роль региональной власти в решении насущных проблем какая? Система водоснабжения в районах – эта проблема возникла не вчера. Но решать ее никто не планирует, а нужен комплексный подход.
Нужно 4 миллиарда, а выделяется 63 миллиона
Для того, чтобы разобраться в масштабах бедствия, мы отправили официальный запрос в правительство Кировской области.
В системе питьевого водоснабжения Кировской области эксплуатируется 6762 километра водопроводных сетей, из которых 2323,8 километра являются изношенными. Это треть. Но ведь проблема не только в сетях. В населенных пунктах нет нормальных насосных станций, водонапорные станции эксплуатируются с прошлого века, а то и с позапрошлого.
– Основной причиной высокого износа объектов коммунальной инфраструктуры является недостаточность инвестиций, привлекаемых в данную сферу, – поясняют в правительстве Кировской области.
Проблема обозначена, а вот пути ее решения – нет. В регионе работает 48 концессионных соглашений, разработано 5 инвестиционных программ тремя компаниями. Сумма концессионных вливаний в этом году – 179 миллионов рублей. В рамках подготовки к отопительному сезону на реконструкцию систем водоотведения и водоснабжения из областного бюджета выделено 63 миллиона рублей. По примерным подсчетам коммунальщиков поселка Тужи, только на этот небольшой поселок потребуется 100 миллионов рублей, чтобы привести в порядок систему водоснабжения. То есть, чтобы отремонтировать системы водоснабжения во всех районах, нужно, опять же, по самым грубым подсчетам, порядка 4 миллиардов рублей. Но точную цифру никто не скажет.
– Сферу ЖКХ передали с муниципального уровня на районный, – говорит руководитель Тужинского отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Алексей Чесноков. – В итоге нагрузка увеличилась, а финансирование – нет. Еще и компетентных специалистов нет: мало кто берется за такую проблемную сферу.
В правительстве уверяют, что передача объектов коммунальной инфраструктуры сельских поселений в районные центры проведена с целью укрупнения. Только не получается ли эта модернизация сродни модернизации системы здравоохранения? Когда "укрупнили" все настолько, что больницы скоро останутся только в Кирове: в районах нет ни подходящих зданий, ни оборудования, ни специалистов, ни медикаментов. Но, если за медпомощью из Лузы еще можно позволить себе съездить, то за водой точно не поедешь.
Кто виноват в провале федеральной программы
В июне 2020 года правительство Кировской области на своем сайте рапортовало: ведется подготовка к реализации мероприятий в рамках нацпроекта "Чистая вода". Действует он с 2018 года. По проекту финансирование его составляет 245 миллиардов рублей: из федерального бюджета – 147,03 млрд. рублей, из региональных – 12,552 млрд. рублей, а также должны быть привлечены внебюджетные источники – 85,468 млрд. рублей. В итоге через 6 лет качественной питьевой водой должно быть обеспечено 99% населения страны.
На сайте правительства Кировской области в публикации от 16 июня 2020 года заместитель председателя правительства Кировской области Александр Царегородцев, который отвечал за сферу ЖКХ в регионе (на данный момент подал в отставку) говорил, что "Чистая вода" – проект масштабный, по нему Кировской области предусмотрено федеральное финансирование – до 2024 года порядка 1,4 млрд рублей.
Проектные работы по модернизации и ремонту системы водоснабжения велись для Даровского, Омутнинского, Опаринского, Слободского районов, городов Кирова и Вятских Полян. Начать работу должны были в 2021-2022 годах.
– Кассовое исполнение в полном объеме по проекту "Чистая вода" из 83 субъектов показали почти 50. Наилучшая ситуация – в Северо-Кавказском федеральном округе, практически все субъекты полностью исполнили мероприятия федерального проекта. Самые низкие показатели исполнения – в Кировской и Тверской областях, – официально сообщил Минстрой России в январе 2021 года.
В итоге, исходя из ответа правительства от 5 июля 2021 года, прикрывая свою лень и беспомощность в привлечении федеральных средств, областные чиновники делают вид, что никаких программ и вовсе не существует: "на текущий момент отсутствуют государственные и федеральные программы, в рамках которых возможно реализовать мероприятия в сфере водоотведения". А виноваты в этом, по мнению областных чиновников, районные администрации: "Основным условием для получения финансовой поддержки, а также для реализации мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту очистных сооружений за счет иных источников финансирования является наличие проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, что отсутствует у муниципальных образований".
Причина проста – ее просто некому делать: никаких усилий для того, чтобы помочь районам подготовить такую документацию, областные власти, похоже, тоже не предпринимают. Ведь нетрудно догадаться, что профильных специалистов в районах просто нет. И сделать такие документы тоже некому, в отличии от областного правительства.
– В районах, в области, в стране есть грамотные и компетентные во всех сферах люди, просто они видят, что творится, не хотят встраиваться в ту вертикаль власти, что существует сейчас – коррупция съедает весь бюджет, – парирует Бикалюк. – А политика региональной власти заключается в подборе лояльных кадров, а не грамотных. А еще со времен губернатора Шаклеина повелось, что глава района не может приехать так просто в правительство – только в строго отведенные часы для приема. А если и прорвется – слушать его будут вполуха, потому что "денег нет, бюджет не резиновый, вы уж там как-нибудь сами".
Как решить проблему
– Безусловно, чтобы решить проблему с водоснабжением в районах, нужен комплексный подход, – считает Альберт Бикалюк. – Те 63 миллиона в год, что выделяет область, – капля в море. И концессия – не единственный выход из ситуации. Концессионные соглашения нужно заключать так, чтобы правительство жестко контролировало ресурсников, которые идут на их заключение. Отдали в Кирове систему теплоснабжения компании "Т Плюс". А кто их контролирует? Они сами! А тарифы повышаются регулярно и впереди – десятки лет их бесконтрольного со стороны власти бизнеса. Также может произойти и с водой, так у нас произошло с мусором. Такое ощущение, что у власти кучка акционеров, которые пытаются монополизировать все сферы жизни. Их работа у депутатов нашей фракции вызывает массу вопросов. Депутаты федерального уровня должны быть лоббистами интересов людей, а от депутатов правящей партии отдачи – ноль! А шаги по решению проблем нужно предпринимать конкретные.
3 шага к решению проблемы водоснабжения в районах от Альберта Бикалюка
Шаг 1. Министерству ЖКХ запросить ревизионные и проектно-сметные документы на систему водоотведения и водоснабжения в муниципалитетах, свести воедино, чтобы понять масштабы и состояние.
Шаг 2. По факту заключения и наличия проектно-сметной документации вступить вновь в федеральную программу "Чистая вода", а также во все иные возможные федеральные проекты и программы.
Шаг 3. Проработать концессионные соглашения для районов области с обязательным условием – контролем со стороны муниципальной и областной власти.
Поэтапное, четкое следование этому плану даст результат уже через пару лет. И начинать решать проблему надо срочно и той команде команде, которая видит настоящую реальную жизнь простых людей, а не глянцевую картинку, которую потом представляют в таких же глянцевых приторных отчетах.
Страдает не только процесс подачи воды, но и само ее качество. Проблемы с качеством воды существуют в большинстве районов Кировской области. Основными загрязняющими веществами, содержание которых в питьевой воде превышает гигиенические нормативы, являются
бор – Фаленский, Зуевский, Даровской, Омутнинский, Котельничский районы, Нововятский и Октябрьский районы г. Кирова;
кремний – Оричевский, Богородский, Слободской районы:
нитраты – Орловский, Богородский, Слободской районы;
фториды – Даровской, Омутнинский районы;
жесткость – Вятскополянский, Советский районы;
микробиологические показатели – Верхошижемский район;
барий – п. Дороничи и Нововятский район г. Кирова.
Визуальный агитационный материал выполнен собственными силами избирательного объединения РО партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" в Кировского области на выборах в депутаты Законодательного собрания Кировской области.