СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Кировская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Аграрный комитет Госдумы отчитался об итогах осенней сессии

28 декабря 2015

Комитет Госдумы по аграрным вопросам отчитался об итогах осенней сессии.

О финансовой поддержке АПК и импортозамещении

Учитывая, что сельское хозяйство одна из приоритетных отраслей, которая обеспечивает импортозамещение и продовольственную безопасность страны, действия депутатов были направлены на сохранение объемов финансирования Госпрограммы развития АПК в 2016 году на уровне 2015 года. Поддержка отрасли в таком объеме позволит сохранить положительную динамику развития АПК: реализовать крупные инвестиционные проекты в молочном животноводстве, обеспечить потребности внутреннего рынка овощами и плодово-ягодной продукцией, создать условия для улучшения инфраструктуры овощехранилищ, развития селекционно-семеноводческих хозяйств и логистических центров.

В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма) в 2016 году выделено 237 млрд. рублей.

Почти 80% средств федерального бюджета на сельское хозяйство направляется в реальный сектор – на оказание мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, участвующим в реализации мероприятий Госпрограммы.

В целях поддержки молочной отрасли Минсельхоз России предложил увеличить размер компенсации с 20% до 35% прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм. Депутаты Комитета по аграрным вопросам поддерживают эту меру.

Средства, предусмотренные на основные направления господдержки АПК в 2016 году:

1. Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" – 63,68 млрд. рублей, в том числе:

– оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства – 23,225 млрд. рублей (увеличено по предложению депутатов на 4,4 млрд. рублей). Таким образом, поддержка из федерального бюджета составит около 300 руб. на 1 га;

– возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов плодохранилищ, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий – 1,228 млрд. рублей;

– возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства – 13, 989 млрд. рублей;

2. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" – 38,2 млрд. рублей, в том числе:

– возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства – 28,692 млрд.руб.

3. Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" – 9,35 млрд. рублей;

4. Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" – 13,935 млрд. рублей (увеличены средства на поддержку начинающих фермеров до 4,3 млрд. рублей, планируется предоставить гранты 1700 начинающим фермерам, на развитие семейных животноводческих ферм предусмотрено 3,86 млрд.рублей, гранты получат 270 семейных ферм, включено новое мероприятие – грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов 1,0 млрд.рублей). Реализация мероприятий данной подпрограммы позволит обеспечить доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам; увеличить численность населения сельской местности; рост числа семейных животноводческих ферм; рост количества рабочих мест; увеличить производство продукции животноводства, в том числе молока и говядины.

5. Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" – 2,062 млрд. рублей.

6. Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года" – 15,96 млрд. рублей, из них:

на развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции – 7, 579 млрд. рублей;

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов – 4,083 млрд. рублей;

развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности – 0,463 млрд. рублей;

развитие газификации и водоснабжения в сельской местности – 2,131 млрд. рублей;

мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности – 0,317 млрд. рублей.

7. Подпрограмма "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" – 5,312 млрд. рублей, в том числе:

на предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта – 0,5 млрд. рублей;

субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов картофелехранилищ, овощехранилищ, тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на эти цели – 4,812 млрд. рублей.

8. Подпрограмма "Развитие молочного скотоводства" – 26,586 млрд. рублей, в том числе

– субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока – 13,142 млрд. рублей (увеличено по предложению депутатов

на 1,73 млрд. рублей).

– субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на эти цели – 6,000 млрд. рублей

– поддержка кредитования молочного скотоводства – 7,444 млрд. рублей.

9. Подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" – 8,530 млрд. рублей, в том числе

– субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-генетических центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на эти цели – 2,0 млрд. рублей.

10. Подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" – 4,73 млрд. рублей, в том числе

– поддержка кредитования развития оптово-распределительных центров, производствва и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания – 2,73 млрд. рублей;

– субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание оптово-распределительных центров, а также на приобретение техники и оборудования на эти цели – 2,0 млрд. рублей.

11. Подпрограмма "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса"

– докапитализация АО "Россельхозбанк" – 10,0 млрд. рублей.

В ходе работы над бюджетом была принята поправка (авторы – руководители палат Парламента, депутаты всех фракций Государственной Думы и члены Совета Федерации), направленная на выделение дополнительных средств на 2016 год, в том числе:

– 170,0 млрд. рублей – на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов для частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов, для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

– 50,0 млрд. рублей – на создание в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях для решения задач по ликвидации третьей смены обучения, переводу обучающихся из зданий с высоким уровнем износа и ликвидации проблемы отсутствия санитарно-гигиенических помещений в школьных зданиях (теплые туалеты в сельских школах);

– 9,37 млрд. рублей – на поддержку сельского хозяйства, из них:

3,1 млрд. рублей – на поддержку экономически значимых региональных программ в Крыму и г. Севастополе в области растениеводства и животноводства;

4,38 млрд. рублей – на оказание несвязанной поддержки;

– 1,62 млрд. рублей – на создание условий для занятий спортом в сельской местности.

– 43,43 млрд. рублей – на поддержку Республики Крым и г. Севастополя, в том числе:

6,8 млрд. рублей – на обеспечение деятельности организации железнодорожного транспорта общего пользования;

1,0 млрд. рублей – на развитие дошкольного образования (софинансирование капитального строительства).

– 6,83 млрд.рублей – на поддержка ВУЗов;

– 2,90 млрд. рублей – на мероприятия в сфере Молодежной политики,

– 0,3 млрд. рублей – на поддержку региональных СМИ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ

В период осенней сессии 2015 продолжена работа над законопроектами, обеспечивающими правовое регулирование развития сельского хозяйства в Российской Федерации, по которым Комитет является ответственным исполнителем.

№ 561261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

В связи с необходимостью укрепления финансовой устойчивости предприятий законопроектом предлагается предоставить право сельхозтоваропроизводителю уплачивать кредитным организациям только основной долг по кредиту и часть затрат по уплате процентов по кредитам (займам), невозмещаемой из федерального бюджета.

Оставшуюся часть процентной ставки по кредиту (займу) уплачивает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на расчетный счет российской кредитной организации.

Кроме того, законопроектом предлагается установить фиксированную ставку кредитования АПК, установив ее на уровне учетной ставки ЦБ России плюс 2 процентных пункта, позволяющих покрыть издержки и оценки рисков кредитных организаций.

Внесен депутатами Государственной Думы.

№ 903934-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части установления возможности строительства на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, зданий, строений и сооружений сельскохозяйственного назначения).

Внесен депутатами Государственной Думы.

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в статью 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", закрепляющих права крестьянских (фермерских) хозяйств на размещение и строительство зданий, строений и сооружений сельскохозяйственного назначения, складов для хранения овощей, гаражей либо ангаров для содержания и ремонта сельскохозяйственной техники на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

О едином сельскохозяйственном налоге

№ 770360-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления права на применение единого сельскохозяйственного налога отдельным категориям налогоплательщиков).

Сейчас организации, оказывающие услуги по обработке почвы, уборке и так далее, не признаются сельхозтоваропроизводителями и не имеют возможности получения господдержки, льгот по налогу на прибыль, пониженных ставок на уплату страховых взносов. А сельхозпроизводители, которые оказывают услуги по выполнению сельхозопераций за плату, формируют в своей отчетности выручку, которая не должна превышать 30% для сохранения статуса сельхозпроизводителя.

Законопроект предлагает отнести к плательщикам ЕСХН сельхозпроизводителей, имеющих избыточные мощности и использующих их для оказания услуг другим хозяйствам на возмездной основе.

Принятие закона поможет фермерам в части их кооперации при оказании услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов, уборке зерновых культур и другие услуги, а также создаст условия для развития специализированных машинотракторных станций.

16 июня 2015 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении

О регулировании торговой деятельности

№ 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности". Внесен депутатами Государственной Думы.

Законопроект регулирует правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность, в рамках которых договорные отношения не должны носить характер дискриминации в отношении сельхозтоваропроизводителей.

Основная задача законопроекта – это борьба с необоснованными, навязываемыми торговыми сетями услугами. Одним из основных положений проекта закона является снижение премии с оборота до 3%, которую платят сельхозпроизводители торговым сетям.

Поправки в закон о торговле направлены не только на снижение премии с оборота, но и на снижение сроков передачи денег производителю за поставленную продукцию с 10 до 5 дней – для продовольствия со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 20 дней – для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней; с 45 до 35 дней – для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней.

Проектом закона увеличивается с двух месяцев до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.

19 мая 2015 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

О землях сельскохозяйственного назначения

№ 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".

Законопроектом предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель, путем перехода категории земель как способа определения разрешенного использования земель к территориальному зонированию.

Депутаты Комитета считают принятие данного проекта федерального закона преждевременным, так как для его реализации потребуются бюджетные средства, которые не определены указанным законопроектом. Так по расчетам Российского государственного землеустроительного университета общие затраты на реализацию соответствующего закона могут быть оценены в сумме 200 млрд. рублей.

С участием депутатов Комитета по аграрным вопросам, членов Совета Федерации, по данному вопросу были проведены рабочие совещания, совместные заседания, парламентские слушания, а также общественные слушания в Общественной палате.

Комитетом по аграрным вопросам подготовлены поправки, которые, по мнению депутатов, должны обеспечить сохранность земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрение законопроекта перенесено на более поздний срок.

На 1 января 2014 г. земли сельхозназначения занимали 386,5 млн. га, это 22,6% от земельного фонда России. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения – 196,2 млн. га, что составляет 50,76%.

Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на 1 января 2014 г. отражена на рисунке.

В целом в Российской Федерации не используется 56 млн. га земель сельскохозяйственного назначения.

Больше всего неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Сибирском – 21,6 млн. га (Алтайский край – 5,04 млн. га, Новосибирская область – 2,66 млн. га), Приволжском – 9,98 млн. га (Саратовская область – 2,95 млн. га, Кировская область – 1,88 млн. га) и Центральном – 6,9 млн. га (Тверская область – 1,37 млн. га, Смоленская область – 1,2 млн. га) федеральных округах. Наименьшая площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Дальневосточном – 0,8 млн. га (Республика Саха (Якутия) – 5,05 тыс. га, Камчатский край – 6,86 тыс. га), Северо-Кавказском – 2,18 млн. га (Ставропольский край – 27,2 тыс. га, Республика Северная Осетия – Алания – 47,6 тыс. га) и Северо-Западном – 2,5 млн. га (Мурманская область – 28,0 тыс. га, Псковская область – 46,9 тыс. га) федеральных округах.

62,6% общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения является важной стратегической задачей, увеличение площади сельхозугодий позволит обеспечить импортозамещение на продовольственном рынке страны.

В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент России В.В.Путин подчеркнул необходимость вовлечения в сельскохозяйственный оборот миллионов гектар пашни, и предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, используемые не по назначению и продавать их на аукционе.

В соответствии с действующим законодательством, земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, может быть изъят у собственника, если он не использовался по назначению в течение пяти лет.

Минсельхоз России в период весенней сессии 2016 года в Госдуму планирует внести законопроект, сокращающий данный срок до трех лет.

Вместе с тем, в Правительстве прорабатывается предложение по обязательному изъятию соответствующих земель в случае их неэффективного использования в течение одного года.

В свою очередь, депутаты Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в период весенней сессии 2016 года планируют подготовить предложения по законодательному обеспечению задачи, поставленной Президентом Российской Федерации:

• в целях вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения используемых не по целевому назначению необходимо внести изменения в действующие Федеральные законы: № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; Гражданский кодекс Российской Федерации; Кодекс Административных правонарушений; Земельный кодекс Российской Федерации.

• в целях совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения внести изменения в действующие федеральные законы:

– № 395-1 "О банках и банковской деятельности"; № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В период весенней сессии 2016 года, по мнению депутатов Комитета, необходимо принять следующие законы:

№ 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства).

№ 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", (в части уточнения критериев и требований по землепользованию).

Об оснащении сельскохозяйственной техники тахографами

В соответствии с приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 тахографами оснащаются все транспортные средства (категории N2 и N3, M2 и M3), в том числе и сельскохозяйственная техника.

Реализация этой нормы значительно усложняет проведение сезонных полевых сельскохозяйственных работ, а также вынуждает сельхозтоваропроизводителей нести дополнительные издержки.

По итогам совещания по вопросам развития сельского хозяйства, Президент Российской Федерации дал поручение Правительству в срок до 2016 года принять меры, направленные на освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от обязанности оснащения тахографами транспортных средств, используемых ими для осуществления внутрихозяйственных перевозок.

Депутаты-члены Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам продолжают работу по решению данной проблемы.

Минтрансом России совместно с депутатами-членами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам разработан проект изменений

в указанный приказ, в соответствии с которым предусматривается исключить из числа оснащаемых тахографами специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), используемые при сельскохозяйственных работах и производстве сельхозпродукции, а также соответствующие грузовые транспортные средства произведенные до 2016 года зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые ими для перевозки грузов в пределах субъекта Российской Федерации, в котором он поставлен на налоговый учет и граничащих с ним субъектов.

По мнению Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам принятие этих изменений приведет к снижению финансовых затрат аграриев и, возможно, повлияет на увеличение объемов будущего урожая сельскохозяйственных культур.

Проект приказа проходит согласование в структурных подразделениях Правительства Российской Федерации.

О минеральных удобрениях

По информации Минсельхоза России на 16 ноября 2015 года. Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями составляет 96,6% от заявленной потребности органов управления АПК субъектов Российской Федерации.

При общей годовой потребности в 2,6 млн. тонн, накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков прошлого года) составляют 2,5 млн. тонн действующего вещества, что на 105,6 тыс. тонн больше, чем на аналогичную дату 2014 года.

В период с 1 января по 16 ноября 2015 года сельхозтоваропроизводителями приобретено 2,3 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений, что на 48,4 тыс. тонн больше, чем на соответствующую дату годом ранее.

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2015 году для проведения сезонных полевых работ аграриям было необходимо приобрести 2,6 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений, в том числе для проведения осенних полевых работ – около 0,9 млн. тонн действующего вещества.

Вместе с тем, по мнению Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева, применение удобрений по всей стране необходимо увеличить в 3 раза, по сравнению с вносимыми сейчас в среднем на один гектар 33 кг удобрений.

Средняя цена наиболее потребляемых форм минеральных удобрений с учетом НДС, тары, транспортных и дистрибьюторских затрат составляет: на аммиачную селитру – 14,59 тыс. руб. за тонну, на карбамид – 19,59 тыс. руб. за тонну, на калий хлористый – 14,9 тыс. руб. за тонну, на азофоску – 22,4 тыс. руб. за тонну, на аммофос – 31,1 тыс. руб. за тонну.

Необходимо отметить, что рост цен по отдельным видам минеральных удобрений (аммофос) составил почти 50%.

По мнению аграриев это может привести к снижению внесения минеральных удобрений и уменьшению объемов производства сельскохозяйственной продукции, либо значительному ее удорожанию.

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам разделяет обеспокоенность отечественных сельхозтоваропроизводителей и считает такой рост цен необоснованным.

Для решения проблем ценообразования на период весенних полевых работ 2016 года Минсельхозом России совместно с депутатами-членами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и другими представителями федеральных органов власти и отраслевых союзов создана межведомственная рабочая групп.

Также необходимо отметить, что в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития сельского хозяйства, Правительству Российской Федерации поручено, в срок

до 1 марта 2016 года, разработать и внедрить механизм сдерживания роста цен на приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями минеральные удобрения.

В настоящее время в Минсельхозе России прорабатывается возможность фиксации цены минеральных удобрений на уровне декабря 2015 года в период проведения весенних полевых работ 2016 года.

О засухе

В 13 регионах страны из-за засухи был введен режим чрезвычайной ситуации.

По экспертным оценкам общий ущерб по прямым затратам составил 6,4 млрд. рублей. До настоящего времени потери возмещены не в полном объёме.

Засуха лишает многие хозяйства запланированной выручки, необходимой им для погашения кредитов, оплаты горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственной техники, проведения мероприятий по закладке урожая будущего года.

В Комитет по аграрным вопросам поступали обращения от руководителей субъектов Российской Федерации, в которых поднимался вопрос о необходимости выделения сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительных средств на компенсацию понесенных затрат.

В целях устранения негативных последствий депутаты Комитета совместно с Минсельхозом России подготовили проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении бюджетам субъектов средств на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба причиненного в 2015 году на территориях Республики Башкортостан, Республики Калмыкия, Республики Тыва, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Приморского края, Самарской, Саратовской, Волгоградской, Иркутской и Оренбургской областей.

В настоящее время проект распоряжения находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

О повышении эффективности использования средств господдержки

Основной инструмент господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей – субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов в кредитных организациях, на единицу продукции и на гектар пашни, а также субсидии на страхование сельскохозяйственных рисков.

Наибольший удельный вес в господдержке составляет субсидирование процентной ставки по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях. Средства, заложенные в бюджете на 2016 год на субсидирование инвестиционных кредитов, позволят привлечь в отрасль более 280 млрд. рублей инвестиционных средств, что позволит реализовать новые инвестиционные проекты в таких отраслях, как свиноводство, птицеводство, производство овощей закрытого грунта.

Исходя из того, что у предприятий АПК наблюдается недостаток собственных средств, отвлечение их на погашение всей процентной ставки по кредитам ухудшает экономическое положение организаций.

В связи с необходимостью укрепления финансовой устойчивости предприятий, депутатами Комитета был разработан и внесен в Госдуму законопроект № 561261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

Кроме того, Минсельхозом России совместно с депутатами Комитета по аграрным вопросам, с экспертным сообществом подготовлены предложения по корректировке действующего механизма оказания господдержки по субсидированию части процентной ставки по краткосрочным кредитам и введению нового механизма льготного краткосрочного кредитования, предусматривающего предоставление субсидий напрямую банкам-агентам на компенсацию выпадающих доходов (находятся на согласовании в Правительстве Российской Федерации).

Цель перехода к льготному кредитованию – предоставить возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям не отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки и не ждать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходит при действующей системе.

Обновленный механизм краткосрочного кредитования предполагает переход на систему, при которой процентная ставка для сельскохозяйственного товаропроизводителя составит не более 5%. Субсидия будет перечисляться напрямую банкам-агентам на компенсацию выпадающих доходов.

С целью упрощения порядка и сокращения сроков доведения средств господдержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей Минсельхоз России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в действующие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части закрепления ограниченного (исчерпывающего) перечня требований и установления унифицированных сроков доведения субсидий до конечных получателей.

Данный проект постановления после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет внесен в Правительство Российской Федерации. Его принятие позволит обеспечить равную доступность субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей во всех субъектах Российской Федерации, а также существенно упростит порядок и сократит сроки их получения.

Об избыточной долговой нагрузке на предприятия АПК

По данным Минсельхоз России за 2014 год в 85 субъектах Российской Федерации сельскохозяйственную продукцию производили 20 733 сельскохозяйственной организации, получающие субсидии.

Объем выручки по итогам 2014 года составил 1, 89 трлн. рублей (с учетом КФХ и малых форм хозяйствования более 2 трлн. рублей), а объем долговой нагрузки – 1, 6 трлн. рублей (с учетом КФХ и малых форм хозяйствования порядка 1,99 трлн. рублей).

Прибыльными являются 16 666 организаций (80,4% от общего числа организаций) с общим объемом выручки 1, 722 трлн. рублей, убыточными являются 4 067 организаций (19,6%) с суммарным объемом выручки 167,53 млрд. рублей.

Общий уровень рентабельности по Российской Федерации составляет 16,1%.

По итогам 2014 года в 10 субъектах Российской Федерации уровень рентабельности имеет отрицательное значение.

Общий объем заемных средств (общая долговая нагрузка) организаций АПК, получающих субсидии, составляет 1,6 трлн. рублей. Основная часть приходится на долгосрочные кредиты – 1, 13 трлн. рублей (более 70% от общей долговой нагрузки).

29 субъектов Российской Федерации (например, Саратовская, Липецкая, Ростовская области) имеют оптимальные коэффициенты покрытия процентов, на их долю приходится 57% от общероссийского объема выручки, доля их долговой нагрузки в общероссийском объеме составляет 46%. Следовательно, в этих субъектах благоприятные условия для дальнейшего привлечения кредитных средств с целью развития предприятий и реализации новых инвестпроектов.

28 субъектов (например, Хабаровский край, Республика Карелия, Ивановская, калужская области) имеют критичные коэффициенты, то есть недостаточный объем средств для покрытия процентов. Доля долговой нагрузки данных регионов в общероссийском объеме долговой нагрузки 15%, а доля выручки в общем объеме по Российской Федерации – 10%. В данных регионах привлеченные инвестиции не окупаются.

По итогам 2014 года по ряду регионов наблюдается высокая долговая нагрузка по инвестиционным и краткосрочным кредитам.

44% от общего объема инвесткредитов по Российской Федерации приходится на 33 субъекта с критичной инвестиционной долговой нагрузкой. В основном это регионы Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

На 20 субъектов Российской Федерации с низкой и оптимальной долговой нагрузкой приходится 47% выручки российского АПК, 58% его валовой прибыли и всего 32% инвестиционного кредитного портфеля. Это свидетельствует об их высокой финансовой устойчивости и высоком потенциале дальнейшего развития.

По данным кредитных организаций общий остаток ссудной задолженности по кредитам АПК по состоянию на 1 ноября 2015 года составил порядка 2 млрд. рублей, что на 2,3% меньше по отношению к 2014 году.

Общий объем просроченной ссудной задолженности по кредитам АПК по состоянию на 1 ноября 2015 года составляет более 220 млрд. рублей.

Доля просроченной задолженности в общем кредитном портфеле АПК с начала 2015 года возросла с 7,8% до 11,4%.

Для увеличения доходности хозяйств депутаты поддержали увеличение выделения средств из бюджета 2016 года на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям и субсидии на 1 килограмм молока. В период весенней сессии 2016 года депутаты-члены Комитета по аграрным вопросам продолжат работу по решению проблемы избыточной долговой нагрузки на предприятиях АПК.

О сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой

При наступлении опасных природных явлений, ущерб от которых составляет миллионы, а порой и миллиарды рублей, во всем мире используется такой инструмент защиты, как сельскохозяйственное страхование. Наличие страхового полиса позволяет сельхозпроизводителю минимизировать возможные финансовые потери в случае чрезвычайных ситуаций, таких как наводнения, пожары, болезни животных.

Поскольку уровень рисков в сельском хозяйстве очень высокий и стоимость страхового полиса достаточно высокая, государство компенсирует сельхозпроизводителю часть затрат на его приобретение.

C 1 января 2016 года ответственность за организацию сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой будет нести единое объединение страховых компаний. Согласно решению Центробанка России Национальный союз агростраховщиков (НСА) будет объединять все страховые компании в сфере АПК.

Основным преимуществом нового объединения станет усиление контроля за деятельностью страховых компаний.

НСА планирует доработать существующую систему сельхозстрахования, сделать ее "прозрачной" для аграриев, работоспособной и эффективной.

О работе с отраслевыми союзами и ассоциациями АПК

В осеннюю сессию 2015 года проведены следующие мероприятия:

8 октября в рамках выставки "Золотая осень" состоялась Международная конференция "Органическое сельское хозяйство: новые точки экономического роста"

Участники конференции отмечали, что российский рынок органической продукции не насыщен и имеет внушительный потенциал. Органическое сельское хозяйство и производство био-продукции имеют большие перспективы развития. Они обусловлены наличием в стране значительных потенциальных возможностей, анализ которых позволяет сделать вывод, что уже в ближайшем будущем Россия может занять лидирующие позиции в производстве органического продовольствия, обеспечить не только замещение импорта и насыщение собственного рынка, но и стать одним из крупных экспортеров органической продукции. Участники конференции рекомендовали ускорить разработку законодательной базы и НПА в области органического сельского хозяйства, включающие положения о правилах сертификации производства органической продукции, а также развивать сотрудничество с ведущими зарубежными научными учреждениями, работающими в этой области, изучить международный опыт.

19 октября – "круглый стол" на тему "О государственной поддержке развития сельского (экологического) туризма в России".

Участники обсудили тенденции развития сельского туризма в России и поддержали законодательную инициативу депутатов Комитета о внесении изменений в закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в части включения сельского туризма в основные виды деятельности фермерских хозяйств.

Данная поправка направлена на развитие агротуризма в сельских территориях с целью повышения доходности сельхозтоваропроизводителей (КФХ) и снижения рисков их банкротства, а также получение дополнительных налогов в региональные и местные бюджеты. Также по итогам круглого стола рабочая группа комитета (руководитель – Максимова С.В.) сформировала предложения о поддержке системы грантов для фермерских хозяйств, которые занимаются развитием аграрного (экологического) туризма.

16 ноября – парламентские слушания на тему "Финансовые механизмы для решения проблемы избыточной долговой нагрузки на предприятия АПК".

Участники обсудили вопросы закредитованности предприятий и высказали предложение по проведению реструктуризации задолженности сельхозпроизводителей по инвесткредитам на срок до 20 лет с сохранением субсидирования, а также предложили снижение процентных ставок по инвестиционным кредитам (до 3-4%), это позволит сельхозпредприятиям выплатить основной долг по телу кредита.

17 декабря – "О законодательном совершенствовании видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Участники обсудили законопроект № 684157-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Взаимодействие с профсоюзом работников АПК России

26 ноября состоялся VI съезд профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ. С 1919 года профсоюз достойно осуществляет главную задачу – защиту законных прав и интересов работников АПК, молодежи, ветеранов войны и труда, малообеспеченных семей (в 2014 году профсоюз отметил 95 –летие со дня создания).

В работе съезда принял участие Председатель Комитета по аграрным вопросам Н.В. Панков.

В Госдуме шестого созыва в декабре 2012 года было заключено Соглашение о сотрудничестве и между Комитетом и Профсоюзом работников АПК.

Делегаты съезда отметили, что в результате своевременной государственной поддержки агропромышленный комплекс за первое полугодие 2015 года показал рост – более 3%.

Меры господдержки АПК позволили в этом году улучшить межотраслевое соотношение по оплате сельскохозяйственного труда. Её соотношение к средней по стране изменилось с 48% в 2010 году до 52,5% в 2014 году, а по итогам за январь-август 2015 года это соотношение составило 55%.

Таким образом, за последние пять лет зарплаты в сельском хозяйстве выросли и приближаются к целевому показателю Госпрограммы развития сельского хозяйства – 55% от средней по России.

В результате совместной работы Комитета с Профсоюзом при реформировании пенсионной системы в Федеральном законе "О страховых пенсиях" предусмотрена новая льгота для аграриев, проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающих в сельской местности. Эта льгота должна вступить в силу 1 января 2016 года (справочно: средняя пенсия составляет около 8 тысяч рублей, прожиточный уровень пенсионеров в сельской местности – 6,3 тысячи рублей).

Несмотря на то, что Минтруд России предлагает заморозить эту льготу на три года, комитет считает, что необходимо более взвешенно подойти к новой пенсионной системе, чтобы не допустить замораживания этой льготы для работников сельского хозяйства.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Кировской области

© 2006-2024