Сергей Доронин: Федеральный центр должен кардинально поменять свою политику
02 ноября 2015
В четверг Заксобрание рассмотрело в первом чтении проект регионального бюджета.
Чуть ранее депутатам было направлено бюджетное послание. Депутат Государственной Думы Сергей Доронин оценил проект главного финансового документа региона.
Общее впечатление от документа у меня, скажем аккуратно, не позитивное. Но это не относится лично к губернатору. Просто из бюджетного послания слишком хорошо видно: наша область расплачивается за чужие ошибки. А точнее, за недоработки федерального центра.
Это видно уже из макроэкономического прогноза. Посмотрите мировые новости: развитые страны борются с дефляцией, то есть снижением цен. А в России инфляция галопирует, а экономика шатается так, что невозможно прогнозы нормальные строить, приходится возвращаться на однолетний бюджет.
Ничего хорошего в этом нет, но это не вина губернатора: такова политика федерального центра.
То же относится ко всем разделам послания. Область имеет крайне узкое поле для маневра.
Какова политика в сфере бюджетных доходов? В документе говорится про переход на "кадастровое налогообложение" объектов торгового и офисного назначения. Благодаря этому планируется нарастить поступления в областную казну на 50 млн. рублей.
Возникает вопрос: а как же обещания федерального Правительства не увеличивать фискальную нагрузку на бизнес? Получается, что одной рукой Москва такие посулы раздаёт, а другой – принуждает регионы собирать больше.
Причём это относится не только к предпринимателям. Со следующего года вступят в силу новые принципы налогообложения недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости и для физических лиц.
У области просто нет иного выхода. Ей нужно выполнять социальные обязательства, платить заработные платы.
На самом же деле решать эту проблему нужно на федеральном уровне. А именно, за счёт справедливого распределения доходов между центром и регионами. Потому что сейчас у федерации накоплены триллионные резервы, т.е. излишки, и она может себе позволить говорить: дескать, мы налоги не повышаем. А регионам она оставляет крохи. Так не должно быть.
Посмотрите, что гласит губернаторское бюджетное послание: "Существенное внимание уделяется привлечению в область средств федерального бюджета". Есть конкретные результаты. Например, по итогам конкурса в 2015 году в Кировскую область привлечено 155 млн. рублей из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Это действительно результат, которого добилась региональная администрация. Но, по сути, он означает, что нашей области, как и другим, приходится буквально выпрашивать деньги у федерального центра. Их могут дать, а могут не дать. Это совершенно неправильно.
Аналогичная ситуация с расходной частью. Посмотрите, что у нас считается приоритетами в данной сфере? Это "выполнение майских указов Президента".
Слов нет: в них присутствует немало достойных вещей, под которыми подписалась бы любая оппозиционная партия. Но помимо них, там содержится огромный комплекс вопросов, который регламентирует практически всё: и "социалку", и экономику, и даже наукоёмкие технологии.
Бюджетное послание гласит: "В условиях ограничений бюджетные ресурсы на ближайшие три года необходимо сосредоточить на реализации майских указов Президента", поэтому сформировать бюджет развития сегодня просто не из чего. То есть заниматься развитием региона с учетом его конкретных особенностей сегодня стало невозможно.
А главное, такая регламентация выходит далеко за пределы майских указов. Даже норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти области на 2015 год доведен до нас Минфином.
Возникает законный вопрос. У нас по Конституции страна называется: "Российская Федерация". Что же это за федерация такая, если у её субъектов буквально всё – доходы, расходы, приоритеты – определяется даже не "сверху", а отдельными министерствами, которых у нас пруд пруди?
Поэтому и проблемы такие большие. С одной стороны, федеральный центр допускает ошибки: мы все их видим. А с другой стороны, он настолько привязывает к этим своим решениям регионы, что они "связаны по рукам и ногам", и не могут использовать собственные конкурентные преимущества. Никита Белых в этой ситуации делает всё, что только возможно: просто возможно немногое.
Иллюстрация: положение с региональным долгом. Бюджетное послание губернатора констатирует: долг растёт не столь быстро, как раньше. Но это всё равно означает, что он увеличивается. То есть региону не хватает средств на исполнение даже самых необходимых функций. И прямо говорится: в условиях кризиса область столкнулась с трудностями с этими долгами.
Конечно, есть и отдельные позитивные моменты. Мы знаем, сколько в области оборонных предприятий: "Маяк", "Лепсе" и другие. Понятно, что в нынешней ситуации они могут рассчитывать на хорошую загрузку. А значит, будут и рабочие места, и зарплаты, и налоговые поступления. Но насколько это хорошо для страны в целом – большой вопрос.
В целом же главный вывод состоит в том, что федеральный центр должен кардинально менять свою политику. В экономической части – за счёт поддержки реального сектора: промышленности и сельского хозяйства. А в части региональной политики – за счёт передачи субъектам федерации дополнительных налоговых источников в виде части их же собственных налоговых поступлений. Тогда они и зарабатывать станут сами, и стимулов развивать собственное хозяйство станет больше.